9.4. Метод портретных выборов (МПВ)

Модифицированный тест Сонди характеризуется широким диапазоном его применения и подробно описан в практическом руководстве19.

Методика базируется на определенной закономерности, которой подчиняется избирательность в общении с окружающими: каждый человек более тесно общается и создает устойчивые формы отношений (партнерские отношения, дружба, любовь) с лицами, которые ему симпатичны по типу и выражению лица. Основываясь на этом, Леопольдом Сонди скомпоновал набор фотопортретов - всего их 48. Они разбиты на шесть серий по восемь портретов, каждый из которых принадлежит тому или иному типу личности. Испытуемому предлагается из каждой серии выбрать два самых приятных (симпатичных) и два - неприятных портрета. Естественно, что обследуемые лица охотнее выбирают портреты тех, кто им близок по основным свойствам характера. Дальнейшая процедура обсчета данных позволяет выделить тот тип личности, который оказывается доминирующим.

Всего этих типов восемь. Интересно отметить, что и во многих других тестах чаще всего типология разбивается на восемь основных типов: восемь шкал в ИТО, восемь октантов в ДМО, восемь цветовых эталонов в МЦВ, в тесте СМИЛ, помимо двух дополнительных (5-я и 8-я, то есть женственность и шизотимность), тоже восемь основных шкал. Разные авторы - создатели этих методик пришли к близким результатам в понимании личностной типологии, не общаясь и не обмениваясь опытом, поскольку жили в разных странах и в разное время, преимущественно в эру весьма слабо развитых средств связи и коммуникаций. Этим лишний раз подтверждается правомерность деления всех людей на восемь основных типов личности. Естественно, определения, предложенные разными авторами тестов, не всегда полностью совпадают, но содержательная их близость очевидна и подтверждается на практике.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20



Управление персоналом и психодиагностика

Главная страница Гостевая книга Обратная связь